Подобными громкими заголовками уже сложно кого-то удивить в наши дни. Постепенно обнародованные утечки данных компаний-гигантов перестают быть новостями «из ряда вон» и превращаются в «обычное дело». Единственное, что не перестает удивлять, это то, насколько тщательно компании скрывают неприятную информацию от потребителей, опасаясь последствий. По статистике, 70% организаций предпочитают вовсе не уведомлять клиентов об утечках их данных. Однако, как нас учили в детстве, рано или поздно все тайное становится явным, и подобные истории не являются исключением.
Когда наконец компании оказываются рассекреченными, шквал негатива в их сторону возрастает в несколько раз. Это чистая психология — никто не любит, когда его обманывают. В случае клиентов они не просто оказываются жертвами лжи, но и подвергаются реальной опасности, ведь большинство их персональных данных, вплоть до серии паспорта и номера машины, оказываются в свободном доступе. А значит, кто угодно может ими воспользоваться в любых целях. Так, люди начинают ежедневно сталкиваться с множеством неприятностей, самыми мелкими из которых являются назойливые звонки от сомнительных личностей, и даже не осознают, что причиной всему этому служит обыкновенный слив.
Конечно, компании тоже можно понять. Вспомните себя маленькими, когда, вы знатно напроказничав, выкидывали ненавистную мамину яичницу за диван. А потом с абсолютно честным лицом отдавали ей пустую тарелку, мол, все съели. Но не проходило и дня, как яичница давала о себе знать весьма специфичным ароматом, и вы немедленно оказывались разоблаченным. Подумайте, на что в такие моменты больше злилась мама? На то, что вы не съели яичницу, или на то, что обманули ее? Кажется, ответ очевиден.
Абсолютно естественно, что ни одна компания, особенно большая, не захочет признаваться в своей оплошности, ведь на кону стоят деньги, доверие пользователей, годами заработанная репутация — слишком многое. Поэтому некоторые предпочитают молчать и скрывать случаи с утечками. Но вспомним еще одну пословицу: «Хороша ложка к обеду». Чем дольше компания замалчивает неприятную ситуацию, тем больше негативных последствий это вызовет. Ошибки прощаются гораздо проще, нежели ложь — так устроена человеческая психика. Согласно
исследованию PwC в России, многие потребители действительно обеспокоены атаками в компаниях и хотят о них знать. 89% опрошенных считают, что лучше известить об утечках данных клиентов, нежели промолчать.
Хорошо, когда все это остается на уровне размышлений. Но давайте представим реальную ситуацию. Вы — владелец одной компании, не слишком большой, но и не слишком маленькой, — средней. Вы полностью доверяете своим сотрудникам, и совершенно не задумываетесь о том, что кто-то из них может слить секретную информацию. А потому не сильно обременяете себя вопросами обеспечения информационной безопасности. Однако однажды происходит нечто, чего никто не мог ожидать — один из ваших сотрудников, решив отомстить за то, что Вы отказали ему в повышении, выкладывает конфиденциальные данные на всеобщее обозрение — в Интернет. Ваши действия?
Реакция может быть совершенно разной, ведь первоначально человек испытывает бурю эмоций: шок, непонимание, разочарование, страх, стресс. Однако в любом случае решение остается за вами, ведь на кону, возможно, существование компании. О варианте замалчивания мы рассказали выше. Но как поступить, если вы все же нашли в себе мужество сообщить всем о случившемся?